Odessa.Dyuklavita.Odess.Ita
     В результате крестового похода в 1204 году крестоносцы овладели Константинополем. Так в Византийских землях сложилась Латинская Империя. Именно это и привело итальянцев к берегам Черного моря. В Причерноморье и Приазовье возникли итальянские торговые фактории, основанные Генуей, Венецией и Пизой.
     Одной из первых факторий стал Порто Пизано (около современного Таганрога), основанный Пизой в первой половине XIII века.
     Первые же поселения итальянцев на Юге России приходятся на территорию современного Крыма: наиболее известные города, сохранившие память о пребывании итальянцев в останках крепостей, архитектурных построек и, несомненно, легенд зачаровывающих слух, - Феодосия (Каффа); Судак (Солдайя); Новый свет (Парадисо).

     В конце 60-х годов XIII века генуэзцы обосновалась в Каффе, современная Феодосия, которая стала крупнейшим портом и торговым центром Причерноморья. С основанием Каффы связана следующая легенда.

Развалины Каффы в Феодосии, видны бышня, стены крепости и церковь
     "Купцам из итальянского города Генуя приглянулась полоска берега на месте бывшей древнегреческой колонии Феодосии. Но Крым уже принадлежал татарам, и генуэзцы были вынуждены договариваться с ними. Татары не возражали против желания латинцев устроить факторию на берегах Тавриды. А сошлись они вот на чем: генуэзцы покрывают сплошь золотыми монетами в несколько слоев шкуру быка, разостланную на земле. Такова была плата. Что касается территории, на которую рассчитывали генуэзцы, то пусть они ту шкуру разрежут на полосы, свяжут их и сколько охватят этим жгутом земли, то и будет их владением.
     Генуэзцы согласились, деньги заплатили. Потом пригласили искусных ремесленников по коже. Те разделали шкуру на тончайшие нити. Связав их, генуэзцы охватили территорию, на которой потом разместилась их фактория Каффа с населением 70 тысяч человек. Длина мощной оборонительной стены вокруг Каффы составляла в целом около пяти километров. Каффа, по укрепленной площади и количеству населения уступала в то время только Константинополю".

Развалины Каффы в Феодосии      Генуэзская Каффа просуществовала два века. И была разгромлена Магометом II в 1475 году.
     Часть уцелевших итальянцев направилась в Аккерман, с которым у генуэзцев были старые торговые связи, но пребывание их здесь было недолговременным и печальным: они были ограблены и изгнаны местными - турецкими властями, после чего рассеялись в разных направлениях.
     Другая группа осталась в Каффе, и здесь "вследствие отсутствия богослужения и латинских священников, а также по случаю того, что их жены были греческого, т.е. православного исповедания, они перешли на греческий обряд". И если не все, то большая их часть стала как и греки православной.
     Третья группа каффинских итальянцев из тех, что не были увезены турками в Константинополь (они были размещены в особом квартале, называемом Chieffe-mahalasi - "Каффинский квартал", который находился возле дворца Константина Великого), разбрелись сразу же в разные стороны. Одни направились в Черкессию (Circassia), "благодаря своим женам, которых многие брали из тех краев". Кое-кто перебрался ко двору крымского хана. Для поселения им было отведено особое место, находившееся вблизи Бахчисарая.
     Приблизительно через 100 лет (в 1578 год) после водворения в Крым турок отмечается присутствие итальянцев в юго-западной части полуострова "на пути из Инкермана в Херсонес, между узкой пристанью и морем Эвксинским есть перешеек, называемый Малым Херсонесом (ныне называемый Бельбеком)". Эту группу итальянцев сделали рыцарями, дворянами, освободили от уплаты налогов и обязали только сопровождать хана в походах. Ими пользовались обычно в качестве послов, когда приходилось отправлять посольства в христианские земли. Примерно в 1604 году их переселили в Феччалу (Fecciale) на расстоянии полдня пути от резиденции хана. И на новом месте они продолжали пользоваться прежними привилегиями и льготами наравне с черкесами, с которыми у них было много общего в быту и обрядах. А уже к первой половине XVII века произошла, так называемая, татаризация этой итальянской группы.
     Феччела - несомненно городок Фод-Сала или Фоти-Сала, лежащий на реке Бельбек на шоссе из Бахчисарая в Ялту, в 25 км. от Бахчисарая.
     При выселении христиан из Крыма в 1780 году из Фоти-Сала никого не выселили.
     Уже в начале XIX века итальянские выходцы вновь осели в Феодосии (генуэзской Каффе), образовав небольшую, но довольно старую группу феодосийских итальянцев. Существовала в Феодосии и Итальянская улица, "одна из наиболее оживленных и значительных в городе, тогда итальянцы составляли в Феодосии элемент влиятельный и весьма заметный. Тогда итальянская речь так же часто звучала в Феодосии, как часты были итальянские вывески на кабачках". Значительная часть семей были генуэзцы.
     Максимилиан Волошин рассказывал, что он знавал стариков, помнивших знаменитого Гарибальди, который плавал юнгой на Черном море.
     В связи с генуэзцами в Феодосии необходимо упомянуть и сообщение М.Волошина о том, что многие из его товарищей по школе заканчивали затем свое образование в Генуе.
     Большинство феодосийских итальянцев были торговцами, но среди них встречались и несколько лиц, связанных с землей и сельским хозяйством.
     Революция 1917 ода заставила многих, или почти, всех итальянцев покинуть Феодосию навсегда.
     В советские времена об итальянском прошлом города напоминала Генуэзская улица. А сейчас развалины Генуэзской крепости - одной из самых больших достопримечательностей Феодосии.


Генуэзская крепость - Солдайя в Судаке
     Генуэзская крепость Солдайи превосходит все средневековые укрепления, сохранившиеся в Северном Причерноморье.
     По древней легенде город основан в 212 году нашей эры. Найденные археологические материалы, свидетельствуют о том, что город основан ираноязычными племенами алан. Название Судак (в греческих источниках - Сугдея; в западноевропейских - Солдайя; в русских - Сурож; в восточных - Сугдак) происходит от древнеиранского слова "сугда" - "чистый", "святой".

Консульская башня Генуэзской крепости
     С VI века город, как и весь Восточный Крым входит в состав Византийской империи.
     Со второй половины VII века находился по властью Хазарского каганта - крупнейшего государства того времени на территории Восточной Европы. Это длилось до конца Х века, когда Сугдея вновь перешла к Византии.
     С конца ХI века город попадает под протекторат половцев, а в 1217 году его захватывают турки-сельджуки.
     В начале ХIII века Сугдея попадает под власть Золотой Орды в составе Крымского улуса. Именно в это время и разворачивается ожесточенная борьба за обладание портами на берегу Черного моря между итальянскими городами-государствами Венецией и Генуей.

Стены Генуэзской крепости
     В 70-е годы ХIII века в Солдайе обосновались венецианцы, создав свою факторию. В городе кипела жизнь. В это же время ими была основана фактория Парадисо, находящаяся невдалеке от Солдайи, бывшая древнегреческая колония, современный Новый свет. В первой половине ХIV века, после утверждения в Золотой Орде мусульманской религии как государственной, христианское население было изгнано из города, а стены его разрушены.
     Воспользовавшись, начавшейся в 1359 году междоусобной борьбы в Золотой Орде, генуэзцы в 1365 году захватили Сугдею. С этого момента начинается восстановление крепостных стен, общественных и других зданий. Так вновь утвердилось итальянское название города Солдайя и власть итальянцев, но теперь уже генуэзцев. И вновь город ожил. Именно через Солдайскую пристань проходил всем известный "шелковый путь".
     В конце ХV века генуэзцев свергли и город вошел в состав Османской империи, оставив вековую память о пребывании здесь генуэзцев - наиболее сохранившиеся на всем Северном Причерноморье останки Генуэзской крепости.

     Керченская группа итальянцев существовала еще до 40-х годов XIX века, преимущественно состоявшая из торговых людей. После старой Одессы она являлась наиболее многочисленной.
     Уже в 40-е годы XIX века в Керчи имелся специальный сардинский вице-консул, это дает основание заключить, что группа была достаточно велика и имела оживленные торговые отношения. Керченская группа систематически пополнялась благодаря приливам итальянцев извне, которые продолжались вплоть до 80-х годов. Кульминационными годами увеличения числа эмигрантов являются 1863 - 1865 и 1869 гг. Признание Россией молодого итальянского королевства в 1862 году значительно облегчило передвижение.
     До 60-х годов из прибывших в Керчь итальянцев перевес составляли сардинские подданные, большинство из которых были генуэзцы. Среди них выделялось значительное число купцов, ведших торговлю за границей, в большинстве случаев не очень крупную.
     А в 60-е годы в Керчь устремились, преимущественно, итальянцы из Южной Италии. Среди этой волны были моряки и представители мелкого земледелия: виноградари, садоводы, огородники. Эти люди, в особенности три последние группы и определили характер керченского поселения, являвшегося, прежде всего поселением земледельческим.
     Керченские итальянцы были старейшей и единственной на территории России значительной по численности земледельческой итальянской группой.
     Наибольшее количество итальянцев - русских поданных было (а потом и советских граждан) среди моряков, поскольку старый закон не разрешал работать иностранцам даже в коммерческом флоте.
     Чем глубже входили итальянцы в местную хозяйственную жизнь, тем больше вырастала потребность в усвоении русского языка. Учащались случаи смешанных браков. Хотя в среде земледельцев и моряков их почти не было. Условия работы и жизни сталкивали и с русской школой. В итоге итальянцы довольно быстро сблизились с русскими. Среди торговых людей уже до 60-го года было немало лиц, вошедших в состав русских купеческих гильдий. Ряд керченских итальянцев записывался в керченские мещане, сыновья их поступали на русскую государственную службу.
     Обучение родному языку в дореволюционные годы совсем не происходило. Его усваивали дома и в общении с земляками.
     В 1917-1918 гг. наблюдается обратное явление - уход итальянцев из Керчи, который осуществляется в трех направлениях. Во-первых внутрь страны на север; во-вторых, в сторону дальнейшего продвижения на восток, эта тенденция выражалась очень слабо и , в-третьих, возвращение на родину. Последний процесс охватил лишь тех итальянцев, которые оставались итальянскими гражданами.
     Если говорить, как обстояло дело с родным языком уже после 1917 года, то можно сказать следующее. Старшее и среднее поколение говорло на родном диалекте, особенно, когда в беседе принимают участие только представители соответствующих групп. Присутствие младшего поколения приводило часто к тому, что итальянский разговор переходил в русский. Старшее поколение могло объясняться с грехом пополам и на общеитальянском языке, особенно те, кто родились в Италии или отбывали там воинскую повинность, по-русски они говорили неважно. Среднее поколение не владело общеитальянским языком. Младшее - часто не знало и своего диалекта, говорило почти исключительно на русском, которым владело в совершенстве.
     Гораздо меньше места имела денационализация в быту. Об итальянских традициях напоминали и некоторые мелочи в костюме, в жестах и манере держать себя, привычки в пище. В этой среде еще не были забыты вывезенные из Италии песни и сказки.
     Итальянцы, которые остались уже после 1917 года, довольно прочно осели на своих местах, причем это относится как к советским, так и к итальянским гражданам. В 1929 г. керченская колония, по приблизительному подсчету местных жителей, насчитывала около 1000 человек обоего пола, взрослых и детей.

     Заселение Новороссии должно было укрепить базу для осуществления, так называемого, "греческого проекта".
     Узнав о событиях на Менорке, остров на Средиземном море, - Североамериканская война Англии и захват острова испанцами, Екатерина II распорядилась, чтобы русский генеральный морской комиссар в Италии, граф Дмитрий Мочениго и командующий русской эскадрой, стоявшей в то время в Ливорно, незамедлительно оказал "тем из высланных греков, которые пожелают выехать в Россию, и другим тому подобным грекам, всякую защиту и пособие".
     В этот момент появляются и корсиканцы (Корсика тогда была итальянским островом), потерявшие работу у англичан и рассеявшиеся по различным городам северной и средней Италии - Ницца, Генуя, Ливорно и другим. Узнав о таком указе они представили Мочениго в мае 1782 года мемуар, в котором выражали готовность отправиться в Херсон, с условием, что они будут приняты, как военные поселенцы, из них будет организована рота егерей и им дадут в России земли и дома.
     Таковы были признаки движения, вызванного русским предложением. Скоро оно нашло отклик за пределами круга "менорских изгнанников". Среди заинтересованных, большинство составляли итальянцы.
     Летом 1782 года к Мочениго обратился Фрадиано Квилличи (Quillici) родом из Лукки, который, не имея "вследствие превратности судьбы средств содержать себя и жить честно в своем отечестве", предлагал перевести в Россию еще 5 или 6 крестьянских семей, для ознакомления своего нового отечества с обработкой хлопка. За это он просил отвести луккезцам в собственность землю, дома, выдать субсидию на дорогу и обеспечить их инструментом необходимым в хлопчатобумажном производстве. Оба ходатайства были удовлетворены в июле этого же года.
     Такими были первые сведения о первых заселениях Новороссийского края выходцами из Италии.

     Впервые итальянцы упоминались еще в XIII - XIV веках, когда на месте нынешней Одессы располагалась стоянка генуэзских судов. Старинные порталы (морские карты) донесли до нас ее название - Дженестра. Так по-итальянски называется дрок - кустарниковое растение с желтыми цветками, особенно распространенное в причерноморских степях.

Католическая церковь в Одессе, основанная в 1850-х годах, священики этой церкви были приемущественно итальянцы
     Новый прилив итальянцев на юг России, особенно увеличился с момента основания Одессы. Этому способствовало и то, что во главе только что родившейся столицы Черноморья стоял итальянский поданный, по происхождению испанец - Иосиф де-Рибас, занимавший этот пост до 1797 года.
     Итальянцы появились в Одессе буквально со дня основания города. А в первые годы XIX века итальянская диаспора стала настолько заметной в общественной жизни и коммерческой деятельности города, а итальянский язык получил столь широкое распространение, что вывески учреждений и магазинов составляли на русском и итальянском языках. Еще в 1823 году даже некоторые таблички с названиями улиц были на итальянском языке, например "Strada di Ribas". Итальянский язык в то время в Одессе был распространен среди торгового люда. Счета, векселя, чеки деловые договоры, коммерческая корреспонденция, бухгалтерия - все составлялось на итальянском. "Каждый одессит был настолько сведущ в итальянском, что имел возможность спросить выпить и закусить, а в случае надобности и выбраниться по-итальянски". Так продолжалось даже тогда, когда с приходом Ришелье, а затем и Ланжерона в высшем обществе, в школах и домах начал распространяться французский язык.
     В составе итальянской колонии преобладали на первых порах, торговые люди, моряки и военные, несущие службу в русской армии. В основном это были неаполитанцы, генуэзцы и жители Ливорно. За ними потянулись представители искусства и техники, ремесленники фармацевты и преподаватели различных областей.

Новоросийский университет, итальянский архитектор Бернардацци, сейчас Медицинский университет
     Уже с 1798 года в Одессе имелись неаполитанский, сардинский и корсиканский консулы. В 1862 году сардинское консульство преобразовалось в итальянское.
     Результаты прилива итальянцев были таковы, что в год, когда де-Рибас оставил свой пост, Одесса насчитывала уже на 7-8 тысяч жителей около 800 итальянцев, то есть они составляли 10% всего населения города.
     Если же говорить о гербе, то любопытно отметить, что последовательность расположения надписей на щите герба отражала степень распространения языков в городе. При торжественной церемонии "объявления" герба Одессы в 1798 году на вызолоченном поле по четырем сторонам российскими, греческими, итальянскими и немецкими литерами было написано: "Герб города Одессы". А это уже свидетельствовало о том, что итальянский был вторым обиходным иностранным языком.
     Необходимость знания иностранных языков в числе которых был конечно же и итальянский привела к тому, что уже в первом в Одессе учебном заведении, основанном в 1800 году, обучали русскому, греческому и итальянскому языкам. В открытом в 1804 году "Благородном институте" также посчитали необходимым ввести изучение итальянского языка. В качестве обязательного предмета он преподавался в Ришельевском лицее до 1837 года, а в Ришельевской гимназии преподавание итальянского языка было отменено с введением нового устава только в 1864 году. В частных женских учебных заведениях итальянский преподавался также до 60-х годов. Даже в церковном училище при евангелической церкви, открытом в 1824 году обучали итальянскому.

Новоросийский университет, итальянский архитектор Бернардацци, сейчас Медицинский университет
     Широко практикуемое преподавание итальянского языка "вызвало в Одессе появления целого ряда учебников и пособий. Можно смело сказать, что Одесса дала для всей России средства к изучению итальянского языка". В качестве примера можно привести и тот факт, что первый серьезный итальяно-русский словарь составил лектор итальянского языка в Новороссийском университете Де-Виво. Этот словарь был одинаково пригодный русским при изучении итальянского языка и итальянцам при упражнениях в русском языке.      В первые годы существования Одессы время от времени проводились так называемые "казино италиано". Там собирались семьи коммерсантов музицировали, танцевали и играли. Среди посетителей были также и представители высшего общества. Здесь все пытались говорить на итальянском, который был общим для всех собравшихся. Одним из развлечений Одесситов также были собрания, называемые итальянским словом "convesazioni", на которых были в большом ходу всевозможные игры слов по-итальянски и по-французски. Несомненно, на эти состязания в остроумии на итальянском языке собирались не рядовые торговцы, а публика, которая посещала итальянскую оперу - одесское высшее общество.
     Чтобы укрепить общность чувств и возобновить узы, связывающие с родиной, тогда же устраивались шумные празднества во все годовщины памятных дат, начиная с 1861 года: поездки по морю, танцы, банкеты, театральные представления. Эти собрания были многочисленны. Здесь встречались представители деловых кругов, которые не имели возможности видеться по несколько месяцев. Но в начале ХХ века собрания стали малочисленны и, в конце концов, свелись к простому визиту в Консульство.

Воронцовский дворец. в стиле Возрождения, итальянский архитектор Боффо
     У истоков театральной Одессы также стояли итальянцы. Более того, они на протяжении десятилетий задавали тон в театральной жизни Южной Пальмиры, "итальянским" был и репертуар.
     Славе Одессы, как музыкального города, тому, что в сознание одесситов, с самого основания, были заложены музыкальные гены, одесситы во многом обязаны еще и тому, что не только в театре, но и на улицах, рынках, во дворах города звучала музыка Верди, Беллини, Россини, Доницетти, в исполнении итальянцев-шарманщиков, с утра до вечера бродивших по городу, а по вечерам развлекавших завсегдатаев винных подвалов и трактиров.
     Уже в первые годы существования города одесские итальянцы имели большие хлебопекарни, фабрики макарон и галет. Первые из них доставлялись вол всю Россию и имели несравненно большое число сортов, а вторыми снабжались все иностранные и очень мало русских судов. Первые торговые дома города были итальянскими, появившись в период с 1794 - 1802 годов. Особое развитие коммерческая деятельность итальянцев приобрела в период 20-х - 50-х годов XIX века. Итальянцы занимали официальные места в коммерческом мире биржевых и корабельных маклеров. В этот период итальянцы содержали ресторации, кофейни, кондитерские, казино, гостиницы, некоторые из их просуществовали и до начала ХХ века. Например, кафе Фанкони - фешенебельное заведение, кафе-кондитерская, основанное в Одессе в начале 70-х годов XIX столетия, завоевавшее авторитете в городе и популярность в высшем свете. А когда строилась новая Биржа, то кондитерская служила для всей коммерческой Одессы биржей, где совершались крупные сделки. Итальянцам принадлежала и пальма первенства в гастрономической торговле и изготовлении. Они также содержали винные погреба и трактиры.

Потемкинская лестница на 200 ступенек, итальянские архитекторы Ториччелли и Росси
     Итальянские ювелиры, скульпторы и мастера каменных изделий - мраморщики - были известны в Одессе с момента возникновения города и до начала ХХ века, т.е. до революции 1917 года. Старое кладбище, которого, к сожалению, сейчас уже нет, было известно своими богатыми надгробиями-памятниками, скульптурами, часовнями над склепами из редких сортов мрамора, гранита, лабрадора и чугуна. Часть из них обычно привозилась из Италии, но большинство изделий заказывалось у местных итальянских мастеров. Уже в середине XIX века итальянские мастера по изготовлению памятников, каминов, парковых скульптур заняли в Одессе монопольное положение. Мраморщикам было свойственно высокое чувство собственного достоинства. Причисляя свой цех к "ремесленной аристократии" или к "художественной братии", они селились со своими ателье в центре города.

Гостинница Красная, итальянский архитектор Бернардацци
     Итальянские фамилии принято связывать с архитекторами, которые были как у истоков основания города, так и до 1917 года. Многие прекрасные строения Одессы построены именно итальянцами, и не только архитекторы, но и итальянцы подрядчики-строители сыграли в этом огромнейшую роль, без которых гений архитектора не смог бы воплотиться в жизнь. Итальянцы предали строениям нашего города особый тип. Излюбленный вид фасадов непременно украшался колонами.
     Учителя музыки и пения также были большей частью итальянцы.
     В середине XIX века замечательным явлением в Одессе была деревообделочная фабрика Ванини.
     Также итальянские имена связываются с живописными произведениями, посвященными Одессе. Мы знали бы значительно меньше о том, как выглядела Одесса в первую половину XIX столетия, если бы художники-итальянцы не оставили нам своих рисунков с видами города.
     Мало кто знает, что итальянцы внесли неоценимый вклад в развитие типографского дела в Одессе. Первая типография существовала в Одессе с 1804 года и принадлежала она именно итальянцу. В 1814 году она была приобретена у итальянца городскими властями. А через четыре года уже в городскую типографию был приглашен итальянский дворянин, с приходом которого деятельность типографии заметно оживилась.
     К концу XIX века коммерция оставалась уделом кое-кого из итальянцев. Центр активности итальянской диаспоры сместился в сторону интеллигенции, в основном, творческой: архитекторы, скульпторы, артисты, музыканты, художники, преподаватели университета, учителя гимназии, музыкальных училищ.
     К началу ХХ столетия уже не числятся в городе купцы-итальянцы всех трех гильдий, полностью исчезают итальянские винные погреба и гостиницы. Отдельные семьи начинают открывать посреднические, комиссионные, экспедиционные конторы, также появляются технические конторы и мастерские. Появились итальянцы-врачи. Но при этом сохранились крупные кафе-кондитерские. Часть изначальной итальянской диаспоры перешла в сословие домовладельцев.

фрагмент фасада здания Новой биржи, итальянский архитектор Бернардацци, сейчас Филармония
     В XIX веке вплоть до 70-х годов число итальянцев продолжало медленно, но все же неуклонно расти. Начиная с 70-х годов XIX века, рост итальянской группы приостановился, и в тоже время итальянцы начали растворяться в окружающей их русской среде. Появились двойные фамилии, часто сокращающие до неузнаваемости итальянскую часть, а многие итальянские фамилии и вовсе полностью исчезли в смешанных браках.
     В 1905 году Сперандео (профессор Новороссийского университета, преподаватель итальянского языка, председатель с 1901 года Одесского комитета Итальянского национального общества им. Данте Алигьери, живший в Одессе до революции 1917 года) насчитал в Одессе всего 50 итальянских подданных: остальные 600, по его же словам, были итальянцами только по имени.
     Революция 1917 года привела к тому, что многие итальянцы уехали в Италию, иные разбрелись по другим городам. В советское время их насчитывалось в Одессе несколько десятков человек, причем большинство из них почти не знает своего языка.
     В настоящее же время, та часть, которая носит итальянские фамилии, вообще заявляет, что они не какие, не итальянцы и ничего об этом не знают.
     Но по лично моему мнению Италия вновь возвращается в Одессу. Например, я не раз вдруг слышу на улицах, особенно центральных, обрывки итальянской речи, оборачиваюсь и вижу целую итальянскую семью. В нашем городе не мало различных заведений от магазинов, салонов, бутиков до разнообразных кафе, носящих итальянские названия. Иногда это просто итальянские слова, чаще фамилии и имена, а также характерные названия, вроде: "Пиццерия", "Траторрия" в которых царит итальянская обстановка и "звучит глас Италии златой". В Одессе находится "Консульское представительство посольства Италии в Украине. Одесса-Италия", что свидетельствует о достаточном пребывании итальянских подданных в нашем городе.
     Эта всегда останется открытой и полной новых приятных сюрпризов, как в XIX - ХХ веках, так и в ХХI веке…

                         Крепость в Белгород-Днестровске
     Спустя несколько десятилетий I века до н.э. после нападения на древнегреческую Тиру кочевых племен готов и разрушения города в наивысшем его рассвете Древние Римляне возрождают в нем жизнь. Они располагают здесь свой военный гарнизон и превращают город в северный форпост римских владений.

четырех-башенный замок-цитадель Мон-Кастро
     В конце XIII века, будучи во владении Золотой Орды город был назван Ак-Либо.
     В начале ХIV века предприимчивые купцы из Генуи пожелали здесь обосноваться. Договорившись с татаро-монголами генуэзцы на самом высоком месте днестровского берега построили грандиозный четырех-башенный замок-цитадель Мон-Кастро. Но просуществовал он недолго, и в 1362 году генуэзцам пришлось оставить и замок.




     В XII веке здесь также находилась генуэзская колония.
     И конечно же здесь была генуэзская крепость. Как и в других местах, генуэзцам удалось договориться с татаро-монголами об устройстве своей колонии. Позже ими же и были вытеснены из своих владений генуэзцы. К сожалению, пока не удалось выяснить подробностей основания колонии и ее название, так что все еще впереди…




© 2005-2014
http://www.lavita-odessita.com
При любом использовании материалов ссылка на сайт обязательна
e-mail:lavita.odessita@mail.ru