Odessa.Dyuklavita.Odess.Ita

Область Лацио

(Regione Lazio)



Рим (Roma)








     История этого замечательного города, уходящая в античную старину, известна каждому, но все же я оживлю ее немного на эих страницах.

Рим и Собор Св. Петра (Roma e San Pietro)      Предание гласит:
     "В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея - Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий, не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, насильно сделал жрицей богини Весты, чтобы у Сильвии не было сыновей, способных лишить его царской власти.

     / Жрицы богини Весты должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. /

     Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы.
     Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила. Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю (таковым было наказание для весталок за нарушение обета безбрачия в древнем Риме).
     Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал.
     Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы ее не задержали ветви Руминальской смоковницы, близ Палатинского холма, росшей у самой воды. И тут, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата, чтобы утолить жажду. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Так, в будущем, Волчица стала символом Рима.

Волчица      Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой, Аккой Ларентией, воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом. Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов.

     Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Братья нападали и на разбойников, нагруженных добычей, а захваченное делили меж пастухами, с которыми разделяли труды и потехи.
     Однажды, разбойники, озлобленные потерями добычи, подстерегли юношей: Ромулу удалось отбиться, Рема же разбойники схватили и передали царю Амулию, обвинив братьев в том, что они делали набеги на земли Нумитора и с шайкою молодых сообщников, словно враги, угоняли оттуда скот. Так Рем попадает в дом своего деда Нумитора.
     Фаустул, опасаясь за Рема, рассказывает Ромулу об их царственном происхождении. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда.
     Братьев охватило желанье основать город в тех самых местах, где они были брошены и воспитаны. Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул - он первым увидел 6 коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело 12 коршунов (предвещавших двенадцать веков славы). Братья вновь стали спорить. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал подшучивать над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: "Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!" и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.
     Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Вновь основанный город получил названье от имени своего основателя Roma.
     Датой основания Рима считается 21 апреля 753 г.
     Согласно античным свидетельствам, Ромул правил Римом в течение 38 лет. Он создал, согласно римскому преданию, сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти (12 ликторов), разделил народ на 30 курий по именам сабинских женщин, учредил три трибы - Рамнов, Тициев и Люцеров, устроил убежище для беглых рабов (asylum), чтобы таким путем увеличить население города.
     При Ромуле произошло слияние с сабинской общиной. Предание рассказывает об этом следующим образом. Римляне устроили в своем городе праздник на которых пригласили соседей. Явилось много жителей окрестных городов, в том числе и соседний сабинский народ с женами и детьми. В разгар праздника римская молодежь бросилась на девушек и похитила их. Из-за этого римлянам пришлось вступить в войну с соседними городами, жители которых хотели отвоевать своих дочерей. Особенно серьезной была война с сабинами, во главе которых стоял царь Тит Таций. Однако сабинские женщины уже успели привыкнуть к своим мужьям, и когда начался решительный бой, они бросились между рядами сражающихся и помирили их. После этого сабины переселились в Рим и образовали с римлянами одно государство. Тит Таций стал соправителем Ромула. После его смерти Ромул соединил в своих руках единую верховную власть.
     По легенде, Ромул был живым взят на небо своим отцом Марсом, однако в Риме была другая версия, по которой Ромул был убит рвавшимися к власти патрициями. Согласно рассказу Тита Ливия, когда Ромул "производил смотр войску, внезапно с громом и грохотом поднялась буря, которая окутала царя густым облаком, скрыв его от глаз, и с той поры не было Ромула на земле". После исчезновения Ромул был обожествлен и почитался как римский бог Квирин. Приемником Ромула стал второй царь Рима Нума Помпилий…"

     Первоначально Рим лежал на двух холмах - Капитолии и Палантине. Постепенно город расширялся, занимал все новые земли и холмы Квиринал, Виминал, Авентин, Эсквилий, Целий. Так о Риме стали говорить - город на семи холмах.
     Исторические факты возникновения древнего Рима можно узнать исключительно из преданий античных авторов. По наиболее реальному преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана, троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии, основал названный в ее честь город и после своей смерти был причислен к богам. Потомки же его Ромул и Рем - основали Рим, а сын его стал прародителем рода Юлиев. Подробности этой, казалось бы, вымышленной легенды подтверждены археологическими раскопками.
     Рим возник на скрещении дорог у переправы через Тибр.
     В истории древнего Рима можно отметить три периода:
     VII в. до н. э. - 509 г. до н. э. - царский, городом правили за это время семь царей;
     с 59 г. до н. э. по 31 г. до н. э. - республиканский;
     с 31 г. до н. э. до 476 г. императорский.
     Во времена Республики Рим становится главенствующей державой на Средиземном море, постепенно распространяет свое господство на современную Западную Европу, включая Придунайские страны, Грецию, а позднее и Северную Африку.
     В 312 г. император Константин признает христианство государственной религией, которая приходит на смену язычеству. Мать императора Елена (канонизированная потом святой) способствовала решению сына и совершила паломническую поездку в Иерусалим.
     Во 2-й пол. IV в. гунны из степей нынешнего Казахстана стали больше теснить вестготов, продвинувшихся на территорию Римского государства. В 378 г. римляне были разгромлены, начался упадок некогда могущественнейшей империи. В 395 г. она была расчленена на восточную часть - со столицей в Константинополе (бывший Византий, теперь Стамбул) и западную со столицей в Риме.
     В эпоху Великого переселения народов Рим неоднократно подвергался нашествиям и разграблениям. Падение Западной Римской империи формально завершилось в 476 г. Позже поверженной столицей стали управлять католическое духовенство во главе с папой - так стал именоваться римский епископ и феодальная знать. В VIII в. власть Церкви возрастает.
     Средневековье отмечено борьбой между сторонниками папы, главы Католической церкви, и светской властью. В эпоху Возрождения (Rinascimento) и барокко Рим снова становится средоточием искусства.
     С 1870 г. Рим столица объединенной Италии.



**************************************************************************************************

"Когда я увидел, наконец, во второй раз Рим, о, как он мне показался лучше прежнего!
Нужно вам знать, что я приехал совершенно один, что в Риме я не нашел никого из моих знакомых.
Но я был так полон в это время, и мне казалось, что я в таком многолюдном обществе,
что я припоминал только, чего бы не забыть, и тотчас же отправился делать визиты всем своим друзьям.
Был у Колисея (развалины древнеримского цирка), и мне казалось, что он меня узнал, потому что он,
по своему обыкновению, был величественно-мил и на этот раз особенно разговорчив.
Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства. Стало быть, он со мною говорил.
Потом я отправился к Петру (собор св. Петра) и ко всем другим, и мне казалось,
они все сделались на этот раз гораздо более со мною разговорчивы.
В первый раз нашего знакомства они, казалось, были более молчаливы
и считали меня за "форестьера" (иностранца)".


(Н.В. ГОГОЛЬ в письме к М. П. БАЛАБИНОЙ, 1837 г. )



     Вечный город притягивает паломников религиозных, паломников истории, древности, культуры и красоты всего мира.
     Здесь переплелись судьбы великих полководцев, философов, писателей, людей вершащих судьбы мира, дух которых и сейчас бродит по улицам, проникая в самые потаенные уголочки города. Дух, которым говорит каждый камушек города. Упоминания о них мы встречаем на каждом шагу, перед каждым фонтаном, обелиском, статуей, дворцом, замком, церковью или базиликой. Все здесь говорит о вечном и нетленном, но напоминает о изменчивом и хрупком мире. Могучая древняя архитектура воплотила мощь Римской империи, а виртуозная архитектура Средневековья, Возрождения и барокко - самую суть папской власти, безграничные претензии и изощренность в политике.
     Узкие улочки выводят нас к прекрасным площадям, чудесным фонтанам, величественным базиликам и церквам, к зданиям удивительной архитектуры, к дворцам и замкам.


Купол святого Петра (Cupola San Pietro)

     Собор Святого Петра (Basilica San Pietro), самая большая церковь в мире, построенная в XVI - XVII веках, - официально называется Базиликой Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro in Vaticano) и является одной из четырех Патриарших или Великих церквей Рима (наряду с Базиликой Сан Джовани ин Латерано; Санта Мария Мажоре и Сан Паоло фуори ле Мура).

     / Почему же базилика. В Древнем Риме единственным типом античного здания, рассчитанным на то, чтобы вместить большое количество людей, была базилика - помещение, где заседал суд, оглашались постановления и совершались всевозможные сделки. /

     Базилика состояла из одного огромного светлого зала прямоугольной формы, внутреннее пространство которого рядами колон делились на несколько продольных помещений. Окна находились в верхней части стен над колоннадами, и поэтому центральная часть крыши поднималась значительно выше ее краев. Именно этот тип античного здания оказался наиболее пригоден к тому, чтобы использовать его для устройства церкви. Поэтому в Риме церкви стали называть базиликами, что позже перешло и в другие города Италии.



San Pietro      Первоначальная Базилика Святого Петра начала строиться в 324 году по повелению императора Константина, где находилась могила апостола Петра, который, согласно преданию, был первым главой христианской общины в Риме (казненный на арене цирка Калигулы). В XV веке она была разрушена, а уже в XVI - XVII веках был возведен Собор (Базилика) Святого Петра в том виде, который мы можем видеть сейчас.
     Папа Юлий II в XV веке поручил, крупнейшему архитектору того времени Донато Браманте постройку на месте древней Базилики Святого Петра новой.

     Браманте решил построить величественное крестово-купольное здание с применением техники римских бетонных конструкций IV века. Его помощниками были Джулиано да Сангалло, фра Джаконде из Вероны и Рафаэль Санти из Урбино. Когда в 1514 году умер Браманте руководить строительством Собора было поручен Рафаэлю. Он в свою очередь решил изменить первоначальный план и создать базиликальное здание. В 1520 году Рафаэль скончался и руководство по строительству перешло к сиенскому архитектору Бальдассаре Перуцци, который вернулся к первоначальному плану Браманте, но после смерти папы Льва Х в 1521 году работы по сооружению Собора прекратились.

San Pietro

     В 1534 году строительство было возобновлено папой Павлом III, а с 1536 года, после смерти Перуцци, главным архитектором Собора стал Антонио да Сангалло младший, который решил строить здание в виде базилики. После смерти Сангалло в 1546 году руководство по строительству Собора перешло к Микеланджело, ему тогда было уже за 70 лет, и проработал он над ним до конца жизни. Микеланджело вернулся к плану Браманте, но внес в него существенные изменения, в результате которых господствующим в интерьере сделалось подкупольное пространство, во внешнем облике главную роль также стал играть купол. Спроектированные Браманте четыре колокольни по углам Собора Микеланджело заменил малыми куполами.



     В 1586 году перед строящимся Собором святого Петра водрузили высокий обелиск, который в древности стоял на арене цирка Калигулы, где по преданию был распят апостол Петр.

     В 1607 - 1617 годах, после смерти Микеланджело, строительством Собора руководил Карло Модерно. Папа Павел V пожелал, чтобы Собор был более вместительным, и архитектору пришлось придать ему базиликальный вид.
     В итоге Собор представляет собой удлиненный латинский крест и может вместить сто тысяч человек, являясь самой большой церковью мира (по квадратуре он уступает только пирамиде Хеопса).

     Внутренней отделкой Собора занимался Лоренцо Бернини, ставший с 1628 года главным архитектором Собора Святого Петра. Бернини создал поистине сказочное великолепие, которое превышает возможности человеческого восприятия.

Пьета Микеланджело  (Pieta' di Michelangelo)      В Базилике находится одна из прекраснейших работ великого Микеланджело - Пьета (Pieta' - Оплакивание), которая расположена в крайней справа капелле, у входа в собор. Ее найти очень просто - перед толстым непробиваемым стеклом всегда толпятся туристы. Статуя девы Марии с Христом на руках была изваяна 23-летним скульптором, и это единственная работа, которую автор подписал.

     "Однажды вечером Микеланджело бродил по храму и увидел, как некое семейство - отец, мать и их взрослые дети, судя по одежде, говору и жестам, коренные ломбардцы, - стоит перед его "Оплакиванием". Желая послушать, что они говорят, Микеланджело подошел к ним поближе.
     - Я тебе говорю, что узнаю его работу, - утверждала мать семейства. - Это высек тот парень из Остено, который делает все надгробные памятники.
     Отец замахал руками, словно стряхивая с них высказанную супругой мысль, как собака стряхивает с себя воду.
     - Нет, нет, что ты! Это наш земляк, миланец Кристофоро Солари, по прозвищу Горбач. Он высек много таких статуй.

     Той же ночью Микеланджело тихо шел по улицам, держа в руках зеленую парусиновую сумку. Он вошел в храм Святого Петра, вынул из сумки и зажег свечу, вставил ее в проволочную петлю на своем картузе, потом вытащил из сумки инструменты. Дотянувшись через тело Христа к Богородице, он убедился, что пламя свечи ровно освещает ее, и поднял резец и молоток. На ленте, бежавшей между грудей Марии, он быстрыми и изысканно красивыми буквами высек:
     "МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИНЕЦ СОЗДАЛ"
.
     (И.Стоун "Муки и радости")


     Грандиозные монументальные колоннады, охватывающие овалом площадь перед Собором (до этого она имела прямоугольную форму) также являются творением Бернини. Четырехрядные крылья-колоннады насчитывают около трехсот колон из травертина и около девяти десятков опорных столбов, их верх украшают более ста шестидесяти статуй святых. По замыслу Бернини колоннады должны были сомкнуться и полностью отгородить площадь от города, однако строительство колоннад, осуществлявшееся в 1656 -1665 годах, остановилось не завершенным.




     Думаю, что сейчас самое время вернуться к четырем Патриаршим - Великим церквам Рима.
     Итак, я уже немного рассказала о соборе Святого Петра.


Ворота Сан джовани (Porta San Giovanni)




     Не все туристы доходят до следующей базилики, поскольку она находится в небольшом отдалении от известных туристических маршрутов (хотя с помощью метро достаточно быстро можно до нее добраться - вторая остановка от станции Термини). Но она стоит того, чтобы изменить свой маршрут и через Ворота Сан Джовани (Porta San Giovanni) заглянуть в нее,










Laterano      Базилику Сан Джовани ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano), официальное название которой Кафедральный Собор Святых Спасителей (Archibasilica Sanctissimi Salvatoris). В базилике находится статуи всех двенадцати апостолов.

     / Так почему же четыре церкви в Риме являются Патриаршими или Великими церквами. А называются они так потому, что в них проводит службу Папа римский и здесь находится папский алтарь. Они являются обязательными для посещения их Папой римским в Святой (Юбилейный) год. Каждая из них имеет пять дверей, одна из которых, Святая дверь, открывается один раз в 25 лет и именно в Святой год и закрывается по его окончанию. Велики они и по своим размерам и по размерам площади окружающей их. /

     Но "Латеранская базилика", как ее все называют отличается от других тем, что здесь находится кафедра римского епископа и папского трона. А в католической иерархии эта церковь стоит выше всех католических храмов мира, включая и Собор Св. Петра, о чем свидетельствует надпись над входом: "Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и голова".

Laterano
     В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Первоначально Базилика была основана в 315 г. В 324 г. Папа Сильвестр I освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.
     В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце, здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание "золотой базилики", но всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.

Laterano

     Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён.
     Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре. Ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини. Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад. В собор ведут пять дверей и крайняя правая - "святая" или "юбилейная" то есть открывается только в Святой - Юбилейный год.
     В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.


Баптистерий Laterano






     Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется Баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря.

Святая лестница (Santa Scala)








     Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II - это самый высокий и древний обелиск в Риме. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап - Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.


     Главной же реликвией храма во все времена считались "Святая лестница" - лестница, привезённая св. Еленой (матерью Констатнтина) из дворца Понтия Пилата в Иерусалиме. По ней прошел Иисус приведенный к Пилату, по ней он спустился перед восшествием на Голгофу. Состоит она из 28 ступеней. Мраморные ступени облицованы деревом, а верующие поднимаются по лестницам на коленях.








Santa Maria Magiore      Вот еще одна из четырех Патриарших Великих церквей Рима - Базилика Санта Мария Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore) - это самый большой из римских храмов посвященный Деве Марии. И конечно же все, что связано с женщиной связано обязательно с тайной или легендой. С основание этой церкви также связана интересная легенда.


     В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 400-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекраснее, достраивали и украшали её.




Campanella di Santa Maria Magiore      Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.

Santa Maria Magiore

     На купол работы Джулиано да Сангалло пошло первое золото, привезенное Колумбом из Америки. Основные пропорции зала остались неизменными с V в., к нему же относятся и 36 мозаик в центральном нефе на сюжеты из Ветхого Завета. На триумфальной арке, отделяющей среднюю часть собора от апсиды также мозаики V в. с изображением земной жизни Христа. Пол собора выстлан в стиле косматеско.




Santa Maria Magiore

     Позолоченная резьба по дереву на потолке является работой Сангало, VI в.
     В Паолинской капелле (она же называется капеллой Боргезе), которую велел соорудить в качестве своей гробницы Папа Павел V Боргезе, хранится древняя чудотворная икона Божией Матери Спасение народа римского, написанная, по преданию, апостолом Лукой и привезенная в Рим св. Еленой.
Santa Maria Magiore

     Капелла Сфорца была спроектирована Микеланджело в 1564 г. и построена его учеником Джакомо делла Порта.

     Среди известных людей, похороненных в соборе, в семейной гробнице покоится скульптор Джан Лоренцо Бернини.

     Обелиск перед фасадом церкви (противоположным входу) был взят из Мавзолея Августа и является близнецом того, что находится на Квиринальской площади.

     Эта базилика расположена очень близко от станции Termini и если идти по via Cavour то взгляд сам собой обратится к ней, поскольку ее просто не возможно не заметить.





     И наконец Базилика Сан Паоло фуори ле Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura - Базилика Св. Павла за городскими стенами).

San Paolo fuori le Mura      В отличие от всех остальных она расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.

San Paolo fuori le Mura      Заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла (в 2006 г. археологи объявили, что нашли его саркофаг под храмом). В 386 г. Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики. Поэт Пруденций воспел её красоту для императора Гонория.
     Папа Григорий Великий занялся всевозможными улучшениями храмовой архитектуры; при нём рядом с собором уже действовали два монастыря, мужской и женский. В IX веке всю округу разграбили сарацины, что побудило папу Иоанна VIII укрепить религиозный комплекс, который был выделен в отдельный город под названием Джованниполи.

San Paolo fuori le Mura
     В X веке базилика и окружающие её монастыри были переданы в ведение клунийских монахов. Григорий VII, который был здесь аббатом, подарил храму бронзовые двери византийской работы. В 1215 г. здесь поселился изгнанный из Александрии латинский патриарх; базилика оставалась кафедральным собором его преемников до 1964 г. В 1220-41 гг. был выстроен изящный монастырский дворик в готическом стиле.

San Paolo fuori le Mura
     В отличие от остальных патриарших базилик, Собор Св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. значительная его часть выгорела. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века (заказ Галлы Плацидии) чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I. Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.

San Paolo fuori le Mura


     Главный фасад обращен к Тибру, перед ним статуя Св. Павла работы скульптора Каноника. Под окнами расположены медальоны с портретами 260 римских епископов и пап, от Святого Петра до наших дней.

     Великолепен внутренний дворик XIII века работы семьи Космати с его необыкновенными колонами.

     К собору можно доехать как на метро так и на автобусе.





Porta-San-Paolo


     От Базилики через Ворота Сан Паоло (Porta San Paolo), которые являются частью Аврелиановой стены можно пройти к пирамиде Цестия.
     В античности Ворота назывались Porta Ostiensis, так как от ворот начиналась Via Ostiensis, дорога в порт Остию. Позднее ворота были переименованы Porta San Paolo, так как через них можно было попасть к базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Ворота имеют две цилиндрические башни и два выхода.







Пирамида Цестия      Прямо перед ними стоит Пирамида Цестия - древнеримский мавзолей в форме неправильной пирамиды на Авентине.

     Построен между 18 и 12 гг. до н. э. для Гая Цестия Эпулона. Представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (или 36,4 метра), длина основания - 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м.
     Памятник больше всего напоминает нубийские пирамиды в Мероэ с их большим углом наклона. Это заставляет предположить, что Цестий участвовал в боевых действиях римлян в тех краях в 23 г. до н. э. В древности могила была тщательно запечатана, что не помешало её разграблению в последующие годы. При строительстве Аврелиевых стен в 271-275 гг. пирамида была встроена в них в качестве треугольного бастиона.

     Пирамида Цестия была не единственной в Риме. Ещё большее по размерам сооружение до XVI в. сохранялось в Ватикане (Цестиева и Ватиканская пирамиды, по всей видимости, являются первыми и последними в античном мире попытками сооружения гладкостенных пирамидальных захоронений вне египетско-нубийской культурной области).

     В Средние века считалось, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской пирамиде - его брат Ромул. Об этом, в частности, писал Петрарка. Только в 1660-е гг. при раскопках, предпринятых по распоряжению папы Александра VII, были открыты вход в пирамиду, следы фресок и мраморные надписи на основаниях статуй, свидетельствующие об обстоятельствах её возведения.
     Цестиева пирамида долгое время привлекала внимание посещавших Рим иностранцев.

     Особенной популярностью пользовались картины и гравюры с её изображением. Едва ли не самое известное изображение принадлежит Пиранези.


продолжение следует...




© 2005-2014
http://www.lavita-odessita.com
При любом использовании материалов ссылка на сайт обязательна
e-mail:lavita.odessita@mail.ru